В кабинете руководителя сервисной службы железнодорожной сети по стене растянулись карта и технический макет. На них стрелки, рельсы, шпалы, переезды — километры железных дорог тонкими линиями. На карте оставлены отметки, подписи.
На территории автогиганта из Набережных Челнов есть разветвленная сеть железных дорог. Она соединяет цеха, упрощает доставку и разгрузку деталей, но ее контроль происходит оффлайн: в журналах и на огромной настенной карте. Совместно с KAMAZ DIGITAL и ПЖДТ-Сервис мы разработали MVP системы, цифровизирующей обслуживание железных дорог.
В кабинете руководителя сервисной службы железнодорожной сети по стене растянулись карта и технический макет. На них стрелки, рельсы, шпалы, переезды — километры железных дорог тонкими линиями. На карте оставлены отметки, подписи.
Такое представление долгие годы помогало эксплуатировать железную дорогу, но сегодня это уже неэффективно: от выявления неисправности обходчиком до попадания ее на главную карту проходит много времени — от нескольких недель до двух месяцев. Учет рельсов, шпал, стрелочных переводов, перегонов велся в Excel, требовал двойного ручного ввода информации, не позволял в динамике отслеживать статистику и сопоставлять изменения по итогам работ. Заказчик захотел пересмотреть подход, переведя его в цифру.
Процесс учета железнодорожной инфраструктуры не менялся долгие годы: обходчики ищут неисправности и вносят их в электронную версию журнала в виде таблицы. Когда набирается много крестиков у одного участка, его закрывают и ремонтируют. В журнале история изменений не сохраняется, а полная синхронизация текущих изменений занимает до двух месяцев.
Вместе с KAMAZ DIGITAL и ПЖДТ-Сервис мы решили, что можно сократить процесс внесения данных и формирования отчётов до пары минут, — время от нахождения дефекта до его регистрации в цифровой базе.
Мы выехали в Набережные Челны, чтобы на месте понять, как все устроено: вживую увидели макет дороги и настенную карту, облепленную стикерами, журналы. Прогулялись с обходчиком по путям, изучая, как именно он фиксирует неполадки, как заполняет и отправляет отчеты. Выяснили, как на их основе раздаются заявки на ремонт. То есть мы определили сценарии взаимодействия всех стейкхолдеров с жд-инфраструктурой.
Поездка дала понимание, что все должно быть в одном месте: и карта дорог, и акты, и заявки на ремонт, и статистика. Все бумажное и ручное нужно перенести в цифру, а каждому обходчику, вместо журналов, дать планшеты.
Основой системы стала та самая карта со стены — нужно было перенести ее в цифру, сделать интерактивной, с возможностью понятно сообщать о дефекте любого элементаа дороги. В минимальную версию цифрового сервиса включили:
Старт проекта назначили на сентябрь 2020 года и начали собирать команду. Она состояла из семи специалистов: одного сеньора и двух мидлов Frontend-разработчики, двух Java-разработчиков, тестировщика, дизайнера и менеджера проекта, который также сочетал в себе функции аналитика. Со стороны заказчика на все возникавшие вопросы отвечал владелец продукта.
Собрали команду быстро. За месяц провели онбординг и составили план работ. Время реализации — полгода.
Главная часть проекта — интерактивная карта: можно выбрать любой значимый элемент дороги, например, путь, стрелку, перегон, и оформить по нему акт, запросить ремонт. Обходчики вносят информацию через планшет, руководство в реальном времени видит новые проблемы и получает сборные отчеты, а ремонтникам оперативно падают задачи в их клиент.
Перенос карты в цифру потребовал скрупулезности. Дизайнерам пришлось поэлементно переносить все в систему: каждый километр пути, каждый перегон, каждую стрелку. В итоге вся железная дорога автогиганта отрисована, а каждый элемент активен и имеет свой статус.
Можем выбрать любую ветку, она детализируется до более мелких элементов, по каждому из которых можно поставить задачу.
Кстати, изначально была гипотеза сделать конструктор путей — такой железнодорожный Sims. Но анализ показал неоправданную дороговизну такого решения. Да и дороги предприятия редко меняются, так что в постоянном варианте даже есть плюсы — невозможно создать чего-нибудь лишнего.
Следующая сложность — база данных. В ней хранятся все составляющие железной дороги. И у нас была неприятная ситуация, когда пришлось срочно менять логику. Стандартно на путях использовались рельсы по 50 метров и под эту логику была подготовлена база. Но оказалось, что предприятие может спокойно заменить один рельс на два по 25 метров. Базу поправили.
Самая важная и часто используемая функция получившегося MVP — акты. Как только они сформированы и сохранены, общая карта приобретает обновленный статус.
Ремонтники на своих устройствах видят заявки и по завершении работ там же отмечают это. В MVP удалось перенести железнодорожную сеть в систему и вести статистику изменений объектов инфраструктуры. Тут же есть справочник, в котором все переезды, данные о станциях, об ответственных и их телефоны.
Начальники сервисной службы могут смотреть и уточнять информацию о статусе объекта или участка дороги, а также собирать данные об изменениях за большой промежуток времени.
Система подсвечивает наиболее опасные участки — те, на которых скапливается самое большое число замечаний. Когда статус достигает критического — пути закрывают. Когда регистрируются акты об исправлении — статус снова меняется на нормальный.
На стороне обходчиков система работает как PWA — веб-решение с адаптивом под планшет. Ее не стали делать приложением, чтобы сэкономить ресурсы заказчика. Также учли риск нестабильного интернета, поэтому все сохраняется в кэш, а когда планшет подключается в офисе к интернету, происходит выгрузка.
За полгода работы нашей команде разработки вместе с KAMAZ DIGITAL и ПЖДТ-Сервис удалось создать MVP, который помогает сократить время обслуживания железнодорожной инфраструктуры предприятия. Это важно, как с точки зрения экономики, так и производственной безопасности предприятия.
Мне нравится наблюдать за первыми шагами в цифровизации конкретных направлений деятельности, вроде переходов с бумажного на цифровое. Такие проекты дают наглядный и очень понятный результат. Раньше отчет делался 3 недели, а бумажный носитель сам по себе мог приводить к ошибкам и вынуждал делать дополнительные проверки. Цифровой отчет по результатам проверки, напротив, собирается секунды, всегда актуален и доступен для принятия оперативных управленческих решений. Мы рассчитываем, что сервис облегчит работу сотрудникам «ПЖДТ Сервис», а высвобожденное время они проинвестируют в размышления о том, какие еще процессы подлежат оцифровке.
Работа над таким сложными и интересным проектом, а также участие в цифровой трансформации одного из ведущих промышленных производств страны стало для нас приятным вызовом. В рамках разработки проекта мы сделали MVP продукта, который избавил специалистов от ручного труда и оптимизировал ресурсы, что в текущих условиях является важной задачей. Местами было непросто, но результатом я довольна, и мне кажется, что у проекта большое будущее.